- МЕТОД МНОГОМЕРНОГО ШКАЛИРОВАНИЯ
- - система методических приемов и способов сбора и обработки психологической, социально-психологической и социологической информации для получения объективных данных о скрытых или явных закономерностях поведения (функционирования) сложных, многомерных объектов.
Специфика М.М.Ш. определяется следующими основными постулатами, предположениями и допущениями.
Постулируется, что субъективные проявления есть не что иное, как отражение состояния объективных процессов и явлений в сознании человека. Предполагается, во-первых, что в процессе жизнедеятельности у индивида формируется определенный жизненный опыт в виде понятий, представлений, мнений, установок, знаний и т.п. психологических субъективных образований (мы их относим к понятию "психологический образ" окружающей действительности), на основе которых происходит оценка различного рода явлений и процессов, находящихся в поле зрения личности.
Предполагается, во-вторых, что у каждого индивида на базе его психологического образа окружающей действительности формируется определенное, объективно обусловленное психологическое пространство восприятия, в котором субъективно фиксируются различные предметы и явления по принципам схожести или различия.
Третьим фундаментальным предположением для многомерного шкалирования является наличие определенной зависимости между оценками сходства и различия объектов, полученных от респондентов, о состоянии степени схожести между этими объектами в пространстве восприятия. Считается, что при субъективной оценке различного рода объектов окружающей действительности, субъект одновременно пользуется несколькими мерами, принимает в расчет не один, а целый набор признаков этих объектов. Задаваемая во вне оценка какого-либо из объектов есть интегрированное решение обследуемого лица, которое часто просто не поддается словесному описанию самого оценивающего. Задача исследователя состоит в выявлении оснований (характеристик), по которым респонденты оценивают объекты и получают непосредственные оценки объектов по этим характеристикам -многомерной шкале.
Естественно, что для решения такой задачи нужны исходные данные, которые не навязывали бы респонденту никаких представлений о тех характеристиках, которые могут быть использованы им в процессе восприятия исследуемых объектов. Такого типа данные можно получить, предлагая, например, респондентам оценить сходство между объектами, не ограничивая его в выборе характеристик, по которым он будет оценивать это сходство.
Методы, использующие исходную информацию такого рода для определения размерности пространства восприятия респондентов и определения положения объектов в этом пространстве, получали название М.М.Ш.
Таким образом, М.М.Ш., в отличие от традиционных одномерных методов, не требует от обследуемого лица оценки объектов по заранее заданным характеристикам, а использует вместо этого суждения о сходстве или различии между объектами. В данной случае испытуемому не дается различительных признаков для упорядочения психологических объектов и он должен самостоятельно, на основе собственных критериев дать оценку целостному объекту восприятия. Подобное положение исключает возможное влияние мнений и установок исследователя на характер ответов, даваемых респондентом. Помимо этого сама процедура многомерного шкалирования снижает возможные мотивационные влияния самого обследуемого лица на характер даваемых ответов, так как ему практически трудно определить значимость того или иного своего суждения для конечного вывода о нем, как о личности.
Проблема адекватного изучения многомерных объектов сравнительно не нова и на протяжении последних десятилетий постоянно находится в поле зрения ученых. Существует, по меньшей мере, два основных направления исследования данной проблемы.
Первое из этих направлений связано с разработкой и совершенствованием методических средств, с помощью которых возможно получить объективную, всестороннюю информацию о многомерном объекте. Второе направление определяется задачами создания и совершенствования методических средств математической обработки психологической, социально-психологической и социологической информации для получения объективных данных о скрытых или явных закономерностях поведения сложных, многомерных объектов.
Отработка данных направлений тесно взаимосвязана и взаимообусловлена необходимостью достижения одних целей. Сейчас практически невозможно себе представить научную работу, в которой бы активно не использовался математический аппарат для анализа экспериментальной информации, получаемой с помощью различного рода опросов, тестирования и т.п. Математические методы факторного, кластерного, регрессивного анализа и другие статистики активно используются в решении различного рода социологических, психологических, социально-психологических и иных задач. В настоящее время эти методические приемы позволяют в определенной степени "развернуть" линейные данные о многомерных процессах и явлениях.
Что же касается разработки методических приемов получения исходной разносторонней информации о многомерных объектах научного познания, то в настоящее время активно отрабатываются варианты комплексного использования разнонаправленных психологических и социально-психологических методик, результаты использования которых указывают на определенную перспективность данного подхода.
За последние годы в психологии активно развиваются методические приемы многомерного шкалирования для изучения субъективного опыта человека и построения субъективных пространственных моделей на основе данных прямых и косвенных числовых оценок, которые даются личностью определенным сторонам воспринимаемых ею объектов или событий. Для испытуемого шкалирование выступает либо как сравнение и числовая оценка сравнительных суждений, либо как прямая числовая оценка субъективных впечатлений по заданной шкале. То есть экспериментатором на основе уже имеющихся теоретических или(и) эмпирических данных определяется и конструируется определенная шкала измерения, которая и предлагается испытуемому как конкретная мерность при оценке того иного объекта окружающей действительности (обладающего какими-либо признаками) в сравнении с другими объектами.
Многочисленные исследования последних лет с применением приемов многомерного шкалирования показали большие его возможности. В частности, получена информация о возможностях использования М.М.Ш. для изучения закономерностей восприятия, памяти, понимания высказываний, оценки в группе, межличностного восприятия. Причем удалось установить определенные связи получаемых с помощью многомерного шкалирования у людей с различной профессиональной принадлежностью, социально-экономическим положением, политическими взглядами и т.п. Имеются данные о возможности применения многомерного шкалирования для определения уровня квалификации обследуемых лиц и т.п. Интересные результаты получены при применении методики многомерного шкалирования для изучения структуры эмоциональных состояний.
Результаты многомерного шкалирования и анализа информации позволяют получить ответы на вопросы: какова структура того или иного психологического пространства, какова степень сходства или различия объектов, какие глубинные различительные признаки определяют субъективную структуру воспринимаемой внешней действительности. Т.е. применение М.М.Ш. и анализа позволяет определить характеристики, которыми руководствуются обследованные лица при оценке конкретных объектов восприятия, выявить различия между этими лицами, а также проводить их группировку по степеням близости восприятия объектов окружающей действительности.
Существует несколько разновидностей М.М.Ш., основное отличие между которыми обусловлено как спецификой объектов, которые изучаются с их помощью, так и приемами получения исходной информации для дальнейшего ее сведения в так называемые таблицы близостей или различий, строки и столбцы которой соответствуют одним и тем же изучаемым объектам. Данные матрицы могут быть созданы как методом прямого опроса обследуемых людей, так и путем регистрации поведенческих реакций, т.е. объективных реакций субъекта на внешние стимулы. Одним из распространенных М.М.Ш. является процедура попарного сравнения испытуемым предъявляемого ему набора стимулов и оценки различий или близостей между ними по заранее предложенной шкале или путем упорядочивания пар по степени их близости. Применяются также варианты получения исходной информации, в которых испытуемым предлагается проводить ранжирование предъявляемых им объектов относительно друг друга. Все перечисленные методы получения исходной информации (судя по литературным данным) являются достаточно трудоемкими и требуют больших усилий обследуемых лиц. Особенно при большом числе объектов сравнения. В случаях же, когда стимульные наборы (понятия, переживания, предметы, явления и т.п.) носят абстрактный характер, то сложность сравнения для респондентов вообще возрастает во много раз. Подобного рода методики, как правило, используются для получения информации в рамках решения общих проблем психологии, в то же время решение прикладных задач с их помощью бывает достаточно затруднительным (в силу слабой привязанности к конкретным проблемам).
Другое направление отработки приемов многомерного шкалирования отмечается в социально-экономических исследованиях, которые прямо связаны с необходимостью получения прагматических результатов. Представители данного направления, исходя в принципе из тех же положений, что и психологи, в то же время не пользуются понятиями близости или различий между конкретными объектами окружающей действительности. Их интерес к многомерному шкалированию связан с решением задач по возможному использованию экспертных оценок при рассмотрении научных и технических проблем. Экспертные оценки, при уместном их применении, позволяют использовать опыт и знания человека и восполнить недостаток информации тогда, когда получение ее иными средствами затруднительно, требует продолжительного периода времени и обходится дорого. Они становятся незаменимыми в ситуациях, которые оказываются слишком сложными для использования чисто количественных методов. В связи с этим при экспертном опросе на первый план выступает задача получения информации о степени важности (вредности, полезности, значимости, не значимости и т.п.) того или иного фактора (признака) для успешного протекания конкретного социального или производственного процесса, возникновения конкретных последствий от принимаемых решений и так далее. В большинстве прикладных исследований методы экспертных оценок используются для выделения существенных для того или иного процесса факторов и их ранжирования.
В отличие от психологов, целью которых является получение новых знаний о закономерностях функционирования психики, социально-экономические исследования ориентированы на извлечение новой информации о внешних относительно человека процессах и явлениях. Эксперты в данном случае выполняют роль своеобразных "датчиков и измерительных приборов. Необходимо отметить, что с самого первого момента своего зарождения данные методики основывались на интуитивных представлениях ученых о психологических закономерностях функционирования личности, т.к. их создатели исходили из того, что человек, имеющий высокую профессиональную квалификацию в конкретной области знаний и практики, может достаточно объективно оценить соотношение производственных и экономических показателей, их изменение и развитие во взаимосвязи с различного рода факторами и условиями.
Отмеченные моменты указывают на наличие определенных различий предметных областей, изучаемых специалистами-психологами и представителями социально-экономических отраслей научных знаний. Если для первых вектор научных интересов обращен к закономерностям становления и функционирования психики как зависимой переменной, связанной с отражением объективной действительности, то для вторых - вектор изучения и интересов обращен к самой объективной действительности. Здесь психика становится в положение независимой переменной, а новые знания об окружающей действительности рассматриваются как производные ее функционирования.
Разная ориентированность научных задач обусловливает и различие методических приемов получения информации о многомерных процессах и явлениях. Меняется и позиция лиц, которые в первом случае выступают как испытуемые, а во втором - как эксперты. В первом случае признается достаточным научное (теоретическое и эмпирическое) знание об объективной действительности для того, чтобы на его основе было возможно изучать психические процессы и явления. Во втором - признается отсутствие полного научного знания о некоторых закономерностях окружающей действительности и утверждается принципиальная возможность его получения путем изучения сформированных психических представлений специалистов конкретной области трудовой деятельности.
В связи с этим необходимо отметить, что методические приемы получения информации при социально-экономических исследованиях отличаются большей конкретностью, более четким описанием предмета рассмотрения (например, конкретно указывается, что производится изучение возможного влияния на производительность труда каких-то факторов) и более конкретным указанием самих изучаемых факторов. В анкете или опросном листе эксперту предлагается провести или ранжирование перечисленных факторов по степени их значимости, влиянию и т.п. моментам, или оценить эти факторы по определенной шкале, которая заранее установлена. Чаще всего результаты подобного рода опросов в дальнейшем обрабатываются с применением различного рода статистик для получения информации, подлежащей предметной интерпретации с учетом стоящих перед исследователем задач.
Для решения задач экономико-статистического моделирования за последние годы стали активно применяться методы вторичного многомерного шкалирования. Их особенность заключается в том, что информация экспертного опроса специальным образом обрабатывается для получения матрицы взаимосвязей (подобной по своему содержанию матрице многомерного шкалирования при психологических исследованиях), характеризующей степень близости или различия между изучаемыми признаками или факторами конкретного процесса. Для получения матриц взаимосвязей применяются статистики, направленные на выявление коэффициентов корреляции, коэффициентов взаимной сопряженности ранговой корреляции, близости двух разбиений и другие методики. Дальнейшая обработка полученной матрицы производится в соответствии с разработанными приемами многомерного анализа, которые применяются и в психологических исследованиях.
Особенности объекта изучения налагают свой отпечаток на выбор приемов многомерного шкалирования и в том случае, когда исследователей интересует не только личность и не только производство, а личность в производстве как социально-психологический феномен. В этом случае многомерное шкалирование должно обеспечивать получение информации о взаимосвязанных между собой объективно заданных конкретных социальных обстоятельствах и общественных функциях, выполняемых личностью, ее индивидуально психологических особенностях, субъективных переживаниях и отношениях к объективной действительности. Другими словами, в случае социально-психологического исследования личности приемы многомерного шкалирования должны обеспечивать получение комплексной информации о взаимосвязанных между собой психических и трудовых процессах.
Основной теоретической предпосылкой создания приемов многомерного шкалирования для решения социально-психологических задач являются положения личностно-деятельностного подхода, разработанные отечественными психологами. Эти приемы в той или иной степени учитывают специфику многомерного шкалирования при психологических и социально-экономических исследованиях и активно используют возможности данного метода для получения информации о социально-психологических процессах и явлениях.
В чем же особенность многомерного шкалирования при изучении социально-психологических явлений? Прежде всего в системном характере информации, получаемой при опросе обследуемых лиц (экспертов). Эта системность обусловлена тем, что первичная информация снимается с помощью специальных многомерных матричных анкет, позволяющих фиксировать мнение респондентов в трехмерном пространстве. Первые два вектора измерения задаются в виде двухмерной матрицы - опросного листа, третий вектор измерения задается инструкцией для респондента в виде определенной шкалы измерения, которой он должен пользоваться при ответах на поставленные вопросы. Разработка подобного рода методик предполагает раскрытие конкретного предмета социально-психологического изучения в двух векторах (строках и столбцах опросного листа). Первый из этих векторов (предположим, столбцы) рассматривает конкретный социальный или производственный процесс в динамике его существования в себе или во вне (т.е. отражает элементный состав изучаемого явления или динамику перехода предмета изучения из одного состояния в другое и т.п.). Второй вектор - (строки матрицы) предусматривает раскрытие различного рода психических процессов и явлений (например, личные качества, психические переживания, производственные действия и т.п.). Третий вектор - шкала измерения - заранее определяется исследователем и предлагается опрашиваемому лицу в качестве средства для решения поставленной перед ним задачи (предположим, инструкцией предлагается оценить значимость личных качеств работника управления для успешного взаимодействия в коллективе по пятибалльной шкале: максимальная значимость - 5 баллов, минимальная - 1 балл и т.п.).
Работая с подобного рода анкетой, респондент, исходя из своего личного опыта, дает оценку степени взаимосвязанности предложенных ему переменных деятельности и характеристик личности и выражает ее в виде конкретного балла.
Как видно из изложенного, многомерные методики, - определяя рамки в пределах которых действует опрашиваемое лицо, - в то же время не ограничивают его в выборе критериальных признаков для проводимой оценки, что соответствует требованиям многомерного шкалирования и позволяет получать более качественную информацию об изучаемых процессах.
Другими словами, М.М.Ш. предусматривает познание конкретного объекта во взаимосвязи определенного количества переменных - характеристик или факторов, введенных для анализа и изучения их места и значения в рамках определенного элемента или всего предмета, как целостного явления. Целостное здесь познается через систему связей составляющих его элементов, внутренних и внешних характеристик и факторов, с которыми связано существование и развитие изучаемого явления.
Многомерные методики имеют ряд важных преимуществ перед другими методиками, не отменяя и не заменяя последних. В методиках прямых самооценок личностных качеств, как правило, происходит сильное искажение информации в силу престижных соображений, которые нередко доминируют в самооценках. В двухмерных методиках этот недостаток в известной мере преодолевается, поскольку информация об одном из измерений (личностных особенностях) извлекается косвенным образом, путем определенной математической обработки исходных данных. В этом отношении данный класс методик родственен проективным методикам изучения личности, однако основывается не на "житейских" или узких экспериментальных ситуациях, а прежде всего на информации о профессиональной деятельности. В многомерной методике, которая является "бланковой", преодолеваются известные трудности непосредственного наблюдения человека в профессиональной деятельности.
Г.М. Евелькин
Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.